Отсутствие системы управления безопасностью (СУБ) может стать причиной задержания судна. Такой приказ подготовило Министерство транспорта РФ.
В настоящее время проект приказа «О внесении изменений в перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна… , утвержденный приказом Минтранса России от 10 апреля 2013 г. № 113», вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до конца апреля 2015 года.
«Давно пора! — так прокомментировал этот законопроект капитан Андрей Волошин, возглавляющий Международное агентство по оценке морских рисков (IMRRA). Важнейшая составляющая СУБ — квалифицированный судовой персонал, — подчеркнул эксперт.— Не случайно человеческий фактор лидирует среди причин морской аварийности, что подтверждает и неутешительная статистика Ространснадзора.
В I квартале 2015 года на российском водном транспорте произошло 11 аварий. Это более чем на треть превысило уровень аварийности за тот же период 2014 года, когда было зафиксировано 8 происшествий. Обратите внимание на самые распространенные причины аварий: недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы, ошибки при управлении судном, невнимание к погодным условиям, несоблюдение Правил технической эксплуатации судов и должностных инструкций.
За последние годы качество подготовки моряков в нашей стране, к сожалению, снизилось, — сказал Андрей Волошин. — Жесткое требование о наличии судового свидетельства об управлении безопасностью станет стимулом для повышения квалификации. Ведь, чтобы получить этот документ, судно проходит освидетельствование, в ходе которого инспекторы Морского или Речного регистров судоходства проверяют, в том числе, знания, умения и навыки членов экипажа».
В настоящее время подготовка аудиторов и судового персонала по СУБ ведется в специализированных морских учебно-тренажерных центрах, которых в России насчитывается девять. Учебные программы были разработаны и утверждены Росморречфлотом в 2013 году. Толчком к началу этой работы послужило выступление заместителя Директора департамента Минтранса РФ Виталия Клюева еще в марте 2012 года на форуме по проблемам подготовки плавсостава, который проходил в академии им. Макарова в Санкт-Петербурге.
Виталий Клюев обратил внимание на то, что в рамках учебного процесса до сих пор нет курса по системе управления безопасностью. «Мы не закладываем ученикам понимание качественного и безопасного судоходства», — подчеркнул представитель Минтранса. Также, по его словам, в программу морских вузов необходимо включить детальное изучение международных конвенций.
В настоящее время по инициативе Виталия Клюева Министерство транспорта реализует комплекс мер по повышению качества работы морских учебно-тренажерных центров. Согласно новым нормативам, в каждом центре должна быть система управления качеством. Кроме того, в положение о Минтрансе внесены поправки, дающие ведомству право приводить требования к подготовке преподавателей в соответствие с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ).